Одаренные дети

Организация работы с одаренными детьми в МБДОУ № 41 «Лесная сказка»

Руководитель направления –Моисеенко С.П

Стремительные изменения в обществе  и  экономике  требуют  от  человека умения  быстро  адаптироваться  к  новым  условиям,  находить  оптимальные решения  сложных  вопросов,  проявляя  гибкость  и  творчество.  Одной  из приоритетных  задач  современного  общества   является  создание   условий, обеспечивающих  выявление  и  развитие  одаренных  детей,   реализацию  их потенциальных  возможностей.  Эти  дети  способны  в  будущем  обеспечить прогрессивное развитие общества в области  науки, техники, социальной сфере. Поэтому  забота  об  одарённых  детях  сегодня  –  это  забота  о  развитии  науки, культуры и социальной жизни завтра.

Перед  образовательным  учреждением  стоит  цель  –  выявление  и поддержка одаренных детей, развитие их интересов и способностей, содействие их  самореализации.  Способный  ребёнок не всегда может проявить свой талант,  если  не  созданы  условия  для  его  выявления.  А  работа  с такими  воспитанниками  требует  от  педагога  особенной  подготовки  и  совершенно иных  подходов  при  организации  образовательного  процесса.

Выявление одаренных  детей  должно  начинаться  уже  в раннем детстве  на  основе

наблюдения,  изучения  психологических  особенностей,  речи,  памяти, логического мышления.

Работа с одаренными и способными воспитанниками, их поиск,  выявление  и  развитие  должны  стать  одним  из  важнейших  аспектов деятельности образовательного учреждения.

Задачи: выявление и отбор как одаренных и талантливых, так и способных  детей,  создание условий  для    развития  творческого  потенциала личности таких детей;

создание организационных  психолого-педагогических  условий    для  обучения  и воспитания  одаренных  детей,  для  развития интеллекта,  исследовательских  навыков, творческих  способностей  и  личностного  роста одаренных детей;

расширение  возможности  участия одаренных и способных детей в выставках,  конкурсах;  развитие исследовательских  способностей  детей;

использование  инновационных  подходов  по педагогическому  сопровождению  одарённых детей  во  всех  сферах  деятельности: интеллектуальной,   творческой,   спортивной, социальной.

Ожидаемые результаты: создание системы работы с одаренными детьми;

увеличение  количества  одарённых  детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;

положительная динамика процента воспитанников и призеров конкурсов, олимпиад, фестивалей, творческих выставок, соревнований различного уровня;

создание комплекса благоприятных условий, обеспечивающего формирование и развитие личности, важнейшими качествами которого станут инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения,  готовность обучаться в течение всей жизни;

создание творческого педагогического коллектива, участвующего в планировании и разработке программ, апробации экспериментов и инноваций, стимулирующих развитие

профессиональных педагогических компетенций.

 

Критерии Виды одаренности
Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики (интеллектуальная, эмоциональная, мотивационно-волевая сферы).

При этом деятельность выступает в качестве объективного основания интеграции отдельных способностей. Следовательно, одаренность выступает как интегральное проявление разных способностей.

 

— В практической деятельности (одаренность в ремеслах, спортивная и организационная).
— В теоретической (познавательной) деятельности (интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.)).
— В художественно-эстетической деятельности (хореографическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная).
— В коммуникативной деятельности (лидерская одаренность, характеризующаяся способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить).
— В духовно-ценностной деятельности (одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям).
Степень сформированности одаренности — Актуальная одаренность (психологическая характеристика ребенка с такими наличными показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами). Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети. Талантливый ребенок — это ребенок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом.

— Потенциальная одаренность (психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности). Потенциальная одаренность требует высокой прогностичности используемых диагностических методов и проявляется при благоприятных условиях.

Формы проявления — Явная одаренность (обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях; достижения ребенка очевидны). Можно адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком».
— Скрытая одаренность (проявляется в замаскированной форме). Причины скрытой одаренности во многом связаны с наличием особых психологических барьеров. Они возникают на пути развития и интеграции способностей и существенно искажают формы проявления одаренности. Выявление детей со скрытой одаренностью ни в коем случае не может сводиться к одномоментному психодиагностическому обследованию больших групп. Идентификация детей с таким видом одаренности — это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка, включения его в различные виды реальной виды деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми и т.д.
Широта проявлений в различных видах
деятельности
— Общая (умственная) одаренность (проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности). Умственная активность и саморегуляция – ее основополагающие предпосылки. Общая одаренность определяет уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.
— Специальная одаренность (проявляется в конкретных видах деятельности и определяется в отношении отдельных областей (поэзия, музыка, живопись, математика, спорт,  социальная одаренность и т.д.)).
Особенности возрастного развития — Ранняя одаренность. Примером ранней одаренности являются «вундеркинды» (чудесный ребенок) – это дети, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными успехами в каком-либо определенном виде деятельности – музыке, рисовании, математике, поэзии, танце, пении и т.д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Для них характерно раннее (с 2-3 лет) освоение чтения, письма и счета; высокое развитие познавательных способностей (блестящая память, высокий уровень абстрактного мышления и т.п.); овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию (например: пятилетний мальчик составляет собственную энциклопедию по истории и т.п.).
— Поздняя одаренность. Проявление одаренности в определенном виде деятельности на более поздних возрастных этапах. Существует связь между возрастом, проявления одаренности и областью деятельности. Наиболее рано одаренность проявляется в сфере искусства, особенно в музыке, несколько позднее – в сфере изобразительного искусства, позднее – в науке (в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования), что связано с необходимостью приобретения знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляется математическая одаренность.

Портрет одаренного ребенка:

  1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
  2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
  3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
  4. Склонен к рискованным действиям.
  5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
  6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
  7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
  8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
  9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
  10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

Проблемы одаренных детей (по Л. Холлингуорт)

  1. Неприязнь к детскому саду.Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
  2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
  3. Конформность.Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
  4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
  5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
  6. Стремление к совершенству.Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
  7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание педагогов, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Советы родителям одарённых детей

Быть родителями — сложное задание и большая ответственность. А если человек является родителем одаренного ребенка, то воспитание ребенка становится еще более сложным заданием.

  1. Распознание одаренности.Многие родители хотят надеяться, что их дети являются в какой-то степени одаренными. Разные дети обладают различными талантами и способностями, есть просто те дети, которые находятся на самом верху. Главным советом по воспитанию является способность распознать, является ли ваш ребенок на самом деле необычайно одаренным. Ваш ребенок может быть одаренным, если он способен завершить работу намного быстрее, чем его сверстники. Он может быть также способен читать и понимать вещи, которые не предназначены для его возраста. Ваш одаренный ребенок также может проявлять особые способности в художестве или других отраслях.
  2. Попросить о помощи.Этот совет может быть полезен для тех родителей, которые не уверены, как поступить, или у кого есть одаренные дети, с которыми сложно справиться эмоционально. Предлагаемый совет по воспитанию заключается в том, чтобы вашего ребенка протестировали профессионалы. Вы также можете обратиться за специальной поддержкой к школьным консультантам, или попросить у них особых рекомендаций, которые могут помочь вашему ребенку.
  3. Безоговорочная любовь.Одним из ключевых советов по воспитанию, является необходимость убедиться в том, что ваш одаренный ребенок растет привыкшим к безусловной любви и принятию. Вы должны общаться со своим ребенком хорошо и объяснять ему, что вы любите его таким, какой он есть, а не за то, что он хорошо учится в школе или прекрасно выполняет все задания, что вы все равно будете его любить, даже если он не получит прекрасную оценку или похвальную грамоту.
  4. Знание реальности.Ваш ребенок должен знать, что не всегда все может быть идеально. Это очень важный совет по воспитанию, так как одаренные дети могут с легкостью разочароваться, по мере того, как они будут взрослеть, если что-то будет получаться не так, как они этого хотят.
  5. Разнообразие обучающих опытов.Одаренным детям может запросто надоедать то, что они с легкостью познали. Предлагайте им разнообразие тем и обучающих опытов. Это даст вам возможность узнать, его сильные стороны заинтересованности, и поможет поддерживать его обучение на здоровом балансе. Частью этого совета является также обучение вашего ребенка социальным темам. Может быть, полезно давать ему просматривать различные образовательные книги и диски, но также не забывайте давать ему присоединяться к игровым группам. Позвольте ему общаться с другими детьми.
  6. Отсутствие перегрузок.Наряду с разнообразием различных образовательных опытов, необходимо помнить, что нагрузка на ребёнка должна быть умеренной. Записав своего ребенка на различные курсы и дополнительные занятия, вы рассматриваете его уже как взрослого с таким количеством обязанностей. Помните, что ваш ребенок, еще просто ребенок, поэтому позвольте ему насладиться небольшой игрой и детским отдыхом.
  7. Как надо вести себя родителям с одаренным ребенком
  8. Понять ребенка и осознать его неординарность.
  9. Признать всю уникальность его данных.
  10. Восторгаться им в меру.
  11. Не использовать всю жизнь ребенка для удовлетворения своих высоких родительских амбиций.
  12. Создать условия для «поощрения» таланта.
  13. Не проецировать на одаренного ребенка собственные интересы и увлечения.
  14. Не культивировать необходимость преуспеть. Не заставлять его все время делать вам приятное, используя свою незаурядность.
  15. Не заставлять чрезмерно увлекаться любимым делом и не перегружать его.
  16. Создать ребенку атмосферу творчества, поддерживать возникший интерес.
  17. Учить терпению и поощрять за все старания.
  18. Тактично, деликатно помогать ему.
  19. Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию.
  20. Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную ранимость ребенка.
  21. Учить ребенка быть как можно меньше уязвимым.
  22. Спокойно относиться к эмоциональным перепадам ребенка.
  23. Учить владеть эмоциями.
  24. Попытаться помочь изжить чувство неудовлетворенности собой, немного приземлив тот идеал, которому он подражает.
  25. Все делать, что от вас зависит, чтобы ребенок не занижал свою самооценку и в то же время чтобы он не выставлял сверходаренность напоказ.
  26. Не возвышать его над остальными детьми в семье.
  27. Помочь наладить отношения со сверстниками. Учить быть дружелюбным в коллективе.
  28. Стараться объяснить, что неудобно поправлять других, показывая свою образованность и превосходство.
  29. Как можно больше уделять внимания физической активности ребенка.
  30. Организовать активный отдых, помочь научиться вовремя переключаться с одного вида деятельности на другой.
  31. Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки.
  32. Понять, что беспокоит малыша все время, в чем суть проблемы вашего ребенка, с чем связана агрессия или неприятие себя.
  33. Учитывать его индивидуальность.
  34. Все время ободрять его.
  35. Тактично обращаться с ним.
  36. Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению к нему, привлекая не только близких, но и воспитателей ребенка.
  37. Считать себя самым счастливым из родителей.
  38. Не подрезать ребенку крылья, а отправляться с ним в «полет».

План работы одаренные дети 2018-2020 учебный год