Роль взрослого в воспитании ребенка в возрасте до трех лет

Toys_Three_3_Little_girls_Boys_Infants_515324_2560x1440

Консультация для родителей «Роль взрослого в воспитании ребенка в возрасте до трех лет»

Взрослый играет главную и важную роль в жизни и воспитании ребенка. Он – пример и образец для подражания, он – наставник и учитель, он — самый лучший друг. Если по каким-то причинам взрослого нет в жизни подрастающего малыша, ребенок начинает искать ему замену.

Все с детства знакомы с произведением Редьярда Киплинга «Книги джунглей» и его героем Маугли, который вырос в стае волков и вел себя как волк. Одичавшие дети, то есть дети по каким-то причинам оставшиеся после рождения без внимания родителей, выросщие в изоляции или под опекой диких животных, стали называться дети-маугли. Их примеры показывают, что отсутствие в раннем и младшем дошкольном возрасте контакта с людьми, приводит к нарушению развития таких детей. Если такие дети не возвращаются до 5 лет в социальную среду, то есть общество людей, то вероятность успешного приспособления их к нему практически равна нулю. Их психическое развитие оказывается на всю их жизнь нарушенным. Если такие дети «воспитывались» животными (волками, собаками, кошками), то они перенимали их привычки и манеру поведения. У детей, выросших среди животных, отмечалось крепкое физическое здоровье, но при этом они боялись людей, передвигались на четвереньках, не умели говорить, не хотели и не могли адаптироваться к обществу людей.

«Психологи, изучающие синдром «Маугли», говорят, что дикого ребенка можно научить имитировать человеческое поведение, но только благодаря дрессировке. Правда, если ребенка вернули к людям до наступления «подросткового порога» 12-13 лет, его еще можно адаптировать к социуму, но психические отклонения останутся у него до конца жизни.

Согласно одной притче, молодая женщина пришла к мудрецу с вопросом: «Когда ей начать воспитывать ее шестимесячного малыша?» Мудрец ответил: «Ты опоздала с воспитанием на 6 месяцев». Действительно, воспитание ребенка начинается с первых дней его жизни. На основе безусловных рефлексов у него начинают формироваться условные рефлексы. Условные рефлексы, в свою очередь, становятся основой для приобретенного поведения.

Хотелось бы еще процитировать Льва Николаевича Толстого, который в своем произведении «Моя жизнь» писал про первый и последующие годы своей жизни: «Я жил, и блаженно жил. Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и 1/100 того. От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего — страшное расстояние»[1]. Таким образом он четко подметил, как важны для ребенка первые годы его жизни по насыщенности новыми знаниями, впечатлениями, которые, чаще всего ребенок в силу своего возраста не помнит.

Взрослый влияет на физическое и психическое развитие ребенка. Взрослый открывает, по сути, новый окружающий мир ребенку, его многообразие, учит рассматривать предметы, прислушиваться к звукам, понимать простейшие связи между причиной и следствием, производить элементарные обобщения, различать и сравнивать предметы по их свойствам, говорить и сосредоточенно заниматься.

В первые месяцы жизни ребенка учат воспринимать предметы. Для этого взрослый помещает предмет в поле зрения малыша (малышки) –например, подвешивает игрушку над кроваткой на расстоянии 40-50 см от лица ребенка. В связи с особенностями зрения в первые недели жизни ребенок может заметить крупные предметы, перемещающиеся в поле его зрения (например, людей), но не способен их четко различать, отделять друг от друга, от других. С конца первого месяца он может уже кратковременно фокусировать взгляд на предмете. Для этого взрослый привлекает его внимание к этому предмету с помощью его передвижения. Яркую игрушку или крупную погремушку медленно перемещают в горизонтальном направлении, стараются «поймать» взгляд ребенка и «ведут» за предметом. Сначала ребенок быстро теряет предмет из вида, но вскоре он научается следить за его перемещением и задерживать на нем свой взгляд. Научившись следить за движущимся предметом, ребенок начинает задерживать взгляд на неподвижном. Он, например, всматривается в лицо склонившейся к нему матери, прислушивается к ее голосу. Общение со взрослым развивает у ребенка зрительное и слуховое восприятие, формирует его отношение ко взрослому.

К 3 месяцам малыш(ка) уже может 7-8 секунд безотрывно смотреть на предмет. Следить за его перемещением. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активное реагирует на увиденное, двигается и издает радостные звуки.

Чтобы постепенно приучать ребенка к самостоятельности во время его бодрствования, взрослый невзначай задевает игрушку, подвешенную над кроваткой, привлекая к ней внимание и отходит, чтобы ребенок мог на ней сосредоточиться. Для привлечения внимания ребенка используется также мобиль (набор подвесных игрушек, который перемещаются под действием потоков воздуха или механической тяги).

Следующая задача, стоящая перед ухаживающим за ребенком взрослым, научить ребенка брать предмет руками. Для этого предмет должен находиться в поле досягаемости. Если это подвешенные погремушки, то их нужно опустить над кроваткой таким образом, чтобы ребенок руками натыкался на них, когда взмахивал руками. Если погремушки привлекательны для ребенка (по звуку, форме или цвету), то к 4 месяцам он уже может сознательно потянуться к ним. У погремушки должна быть ручка или кольцо для захвата, тогда малыш(ка) сможет за них ухватиться, покачать, потрясти, играя с ней самостоятельно и развлекая себя таким образом.

Как только ребенок научился захватывать игрушку, для дальнейшего его развития будет полезным приподнять ее над кроваткой чуть выше, чтобы у него появился стимул к ней потянуться.

К 3 месяцам ребенок, лежа на животике, уже уверенно держит голову и смотрит перед собой. Для формирования этого умения также могут быть использованы игрушки или картинки с изображенными на них крупными яркими предметами. Новый объект, появившийся в поле зрения ребенка будет стимулировать его поднять голову и рассмотреть его. Когда ребенка переворачивают на живот, предметы вокруг него можно ставить с трех сторон: слева, справа и спереди. Таким образом детская любознательность будет способствовать физическому развитию малыша (малышки) в соответствии с возрастом.

К 4-5 месяцам малыши уже различают интонации, с которыми к ним обращаются взрослые. Поэтому подбадривающий и одобряющий тон взрослого может стимулировать ребенка к совершению полезных для его развития действий. В этом же возрасте взрослый учит ребенка брать игрушку из своих рук: сначала держа ее над грудью ребенка, затем сбоку от него. Таким образом к 6 месяцам он сможет освоить навыки брать игрушку, лежащую рядом с ним и начать действия по ее изучению (манипулировать ей). Как только малыш научился самостоятельно брать игрушки, его начинают знакомить с ее свойствами: твердая или мягкая (можно сжать, прижать), с ровной поверхностью или ребристой, со звуком или без и т.д. Для этого ребенку предлагают для изучения игрушки из разного материала (резины, пластмассы, дерева), разной формы, цвета, размера.

В 6-7 месяцев ребенок уже может перекладывать игрушку из одной руки в другую, постукивать ей, «пробовать на вкус», бросать на пол. В последнем случае ему интересен звук, который издает ударяющаяся об пол игрушка. И таким образом ребенок также играет со взрослым, которому приходится ее постоянно поднимать. В этом возрасте малыша можно научить выполнять несложные действия: найти взглядом в комнате знакомый ему предмет, играть в ладушки (лопать в ладоши), махать рукой. Таким образом вырабатывается наблюдательность, умение сосредоточиться и отыскать предмет, умение управлять своим телом. В 6-7 месяцев ребенок уже сидит. Для стимулирования процесса ползания можно ставить привлекательные игрушки на некотором расстоянии от ребенка. Методом проб и ошибок он будет искать способ дотянуться до них и взять.

Если ребенку показать, то с 8-9 месяцев он может научиться складывать игрушки в коробку, катать по поверхности мяч, надеть колечко на палочку. Эти действия развивают его моторику (координацию движений), показывают различные возможности игрушек и предметов, способствуют развитию таких качеств, как сообразительность, сосредоточенность, усидчивость, настойчивость. Главное, чтобы с помощью взрослого у ребенка был положительный результат его усилий. Тогда у него появится мотивация к дальнейшим действиям с предметами, к изучению новых предметов и их свойств.

К 12 месяцам у ребенка можно сформировать умение обобщать. Например, ребенок научился катать мяч. Предложите ему вместо мяча пластмассовый или деревянный шарик, покажите, как он катается, а потом дайте мячик или шарик другого размера. Ребенок сообразит, что все мячики и шарики катаются и проверит это своими действиями. Когда малыш(ка) научится произносить первые слова (мяу-мяу, ав-ав, ляля) способность к обобщению позволит ребенку разных пород собак называть «ав-ав», разных кошек – «мяу-мяу», а кукол – «лялями». Игрушки, сделанные из разного материала, но одинаковые по форме и свойствам будут также объединяться ребенком в одну группу (например, деревянный кубик и кубик тканевой, мячик резиновый и мячик надувной). Понимание речи взрослого позволяет ребенку к году уже выполнять простые задания: принести называемую взрослым игрушку, покачать «лялю», которая спит, попоить мишку. Если взрослый показывает несколько действий, которые можно последовательно выполнять с игрушками, то ребенок пытается под руководством взрослого их повторить. Например, зайка упал и ударился. Ему больно. Ребенок поднимает зайку, жалеет (прижимает к себе, либо гладит ушибленное место). Так развивается наблюдательность, память, крупная и мелкая моторика, умение сочувствовать.

  1. Роль взрослого в воспитании ребенка в возрасте от года до трех лет.

На втором году жизни ребенок продолжает активно познавать мир. Теперь, когда он может ходить, границы окружающего пространства для него расширились, ему хочется передвигаться, получать новые ощущения, знакомиться с новыми предметами и их свойствами.  Наступило время, когда взрослому важно обеспечить безопасную и развивающую среду для своего малыша (малышки). Все опасные вещества, предметы убираются подальше и повыше таким образом, чтобы они не могли попасть в поле зрения ребенка. Взрослый предлагает малышу (малышке) более сложные игрушки (например, пирамидку из колец разной величины, если до этого была пирамидка из 3-4 одинаковых колец, кубики, музыкальную развивающую игрушку), более сложные игры (не просто покатать грузовик, например, а загрузить в него кубики и перевезти на коврик для строительства башни), более сложные действия с предметами (например, поставить кубики сначала рядом друг с другом (сделать дорожку), затем один на другой, затем построить башню из 5-7 кубиков  т.д.). Полуторагодовалый малыш может специально сам себе создавать препятствия, трудности. Он пытается взбираться на горки, на лестницы, на холмики, когда в этом нет необходимости и их можно обойти, наступают на камешки, палки. По мнению советского и российского психолога Роберта Семеновича Немова такие действия доставляют ребенку удовольствие и свидетельствуют о том, что «у него начинают складываться такие важные характерологические качества, как сила воли, настойчивость, целеустремленность»[2].

В этот же период у ребенка возможно проявление непослушания, которое связывается с понятием «кризис одного года».  Немов объясняет этот кризис таким образом: «Причина данного кризиса состоит в том, что ребенок, у которого возникла потребность в познании окружающего мира, начинает активно его изучать и получает удовлетворение от приобретаемых знаний и производимых им самих эффектов. Поэтому он живо интересуется повторением однажды полученного результата деятельности, проявляя при этом настойчивость и естественную любознательность. В то же самое время его желание наталкивается на непонимание и сопротивление взрослого. В ответ на прямое запрещение со стороны взрослого ребенок начинает проявлять упрямство и упорно пытается повторять именно то, что ему запрещается. Это есть форма протеста ребенка против неадекватного поведения взрослого в отношении его. Иногда в ответ на запрет ребенок начинает капризничать, плакать, бросается на пол, ведет себя демонстративно непослушно»[3]. В ситуации, когда ребенок упрямится, капризничает, пытается настоять на своем взрослый проявляет спокойствие и просто предпринимает действия для переключения внимания малыша (малышки) на другой объект, предмет, действие. Например, малыш упорно лезет в лужу, пытаясь измерить ее глубину, постучать по грязной воде палкой. Задача взрослого не прямым отказом, а переключением внимания ребенка отвести его подальше от лужи. Взрослый, обращаясь к нему говорит, например:

— Миша (Петя, Ваня, Артур…), смотри как палка умеет прыгать! – берет из его рук палку и показывает, ставя палку то на один конец, то на другой, как она от ребенка убегает. Зовет ребенка к себе – На, попробуй! Будет она у тебя также прыгать?

В этом же возрасте дети начинают пользоваться игрушками-орудиями (совком, лопаткой, грабельками, молоточком, ситом). Можно предложить ребенку забить молоточком колышки в сырой песок, выловить ситом шарик из тазика с водой, лопаткой набрать песочка, палочкой подтолкнуть мячик, который закатился под скамейку. В таких играх малыш(ка) осваивает связи между явлениями (причина-следствие): ударишь молоточком- колышек войдет в сырой песок, нажмешь на кнопочку, машинка загудит, дернешь за веревочку – зазвенит колокольчик. Причинно-следственные связи можно формировать путем наблюдения с ребенком за окружающей природой: от солнышка прячемся в тенек, если жарко; от ветра деревья качаются; если цветочек сорвали, то он вянет; дождик идет из серой тучки  и  т.д.

Примерно с возраста 1 год 6 месяцев у ребенка уже появляется стремление оценить результат своей деятельности. Так, например, собрав пирамидку, ребенок сидит и рассматривает ее. Вскоре в его речи появится известное словосочетание «Я — сам». Оно означает, что он уже выделяет себя и результат своего труда из окружающего мира.

На третьем году жизни деятельность ребенка становится более разнообразной: усложняются действия с предметами, игрушками, появляются сюжетные игры, ближе к 3 годам- ролевые, ребенок учится лепить, рисовать, строить, конструировать. Если взрослый занимается развитием малыша (ки), то у последнего формируется наглядно-действенное мышление (решение задач с помощью практического манипулирования предметами)), расширяется активно словарный запас, внимание становится устойчивым, появляется потребность в сравнении предметов, явлений между собой, поиске взаимосвязи между ними, проявляется любовь к играм, в том числе самостоятельным. Это возраст вопросов (почему? зачем? где?), на которые взрослым нужно дать ответ, сохраняя терпение и выдержку, поскольку не все вопросы ему кажутся логичными, уместными, нуждающимися в ответе. Ребенок обращается ко взрослому как к носителю информации, как к учителю. Это доверие к качеству знаний взрослого, важно ценить, а в затруднительных случаях искать ответы на вопросы вместе, используя книжки, сеть Интернет.

В заключение темы «Роль взрослого в воспитании ребенка до 3 лет» приведем некоторые правила воспитания, рекомендованные родителям кандидатом медицинских наук Галиной Владимировной Тарасовой в книге «Ребенок от года до трех» и ошибки в воспитании[4]:

«С ребенком надо обращаться ровно и спокойно. Детям легко передается настроение родителей. Громкий, сердитый окрик ребенка отцом или матерью быстро возбуждают его — появляются слезы, малыш начинает капризничать. Резкие движения, «дергание» ребенка при одевании, умывании или укладывании спать приводят к тому, что он отказывается выполнять поручения взрослых, становится раздражительным. Вот почему родителям в любой ситуации необходимо сохранять ровное и спокойное отношение к ребенку, избегать «эмоциональных срывов», раздражительного тона и т. д.

Единство воспитания. Ребенок легче приспосабливается к окружающей обстановке, если родители применяют привычные для него способы обращения с ним. Любое изменение знакомых воспитательных приемов или применение новых, пока что малопонятных для ребенка правил, нарушает его привычки и вызывает неуравновешенность поведения. Например, ребенок привык ложиться спать в коляске на улице. Попробуйте уложить его в это же время дома, в кровати — вы испытаете определенные трудности. Или ребенок привык есть, сидя за своим столиком, а теперь вы захотели накормить его, посадив к себе на колени, — скорее всего малыш откажется от еды.

 

Изменения в методику воспитания можно вносить лишь в соответствии с возрастом ребенка, когда необходимо предъявлять новые требования: самостоятельно есть, самостоятельно раздеваться и др. В таком случае изменения воспитательных приемов не вызовут нежелательных сдвигов в поведении, поскольку они вносятся на базе приобретаемых, новых умений ребенка.

Понятие «единство воспитания», кроме единства методики педагогических приемов, включает также единство подхода к ребенку со стороны всех взрослых лиц, принимающих участие в его воспитании. У мамы и папы, бабушки и т. д. должна быть полная согласованность в подходе к ребенку, предъявлении тех или иных требований. Только такое единство взрослых членов семьи во взглядах на воспитание ребенка может обеспечить образование у него стойких положительных навыков, уравновешенности поведения.

Ваше требование—закон. Есть еще одно «волшебное» слово, очень необходимое в процессе воспитания — «надо». Правильная, адекватная реакция ребенка на слово «надо» вырабатывается лишь в том случае, когда родители уже в этом возрасте приучают малыша обязательно выполнять свои просьбы или требования. Очень важно при этом, чтобы ваше требование было обосновано и совпадало с желанием ребенка или с его потребностью. Например, вы говорите: «надо спать» — при укладывании малыша в положенное для него время, или «пойдем гулять», когда действительно наступило время прогулки. Кроме этого условия, для выработки нужной реакции ребенка на слове «надо» требования взрослых должны быть выполнимы для него. Непосильным для детей раннего возраста (1—3 года) являются такие требования родителей, как сидеть спокойно или длительно ожидать чего-либо. Находиться в неподвижном состоянии ребенок в этом возрасте еще не может. Умение «подождать», «посидеть» и пр. надо упражнять постепенно. Оно сформируется в более старшем возрасте, после трех лет.

Далее, каждый раз необходимо проследить, чтобы ребенок ваше поручение выполнил. И если на всякое ваше предложение что-то сделать ребенок будет отвечать обязательным его выполнением, у него сформируется привычка правильно вести себя в соответствии с той или иной просьбой взрослых.

Развитие самостоятельности. Если малыш тянется к предмету, который привлек его внимание, заинтересовал (например, игрушка), и, наконец, достает этот предмет сам, без помощи взрослых — он радуется, испытывает удовлетворение от «своих самостоятельных действий. Такие действия ребенка надо поощрять («вот молодец, что достал сам»), это в еще большей степени укрепит его тягу к самостоятельности.

 

Бывает и так, что малыш в аналогичной ситуации сигналит — «не могу», «никак» и просит помочь взрослых «дай-дай-дай». И все же не спешите ему на выручку, а постарайтесь словами побудить его к самостоятельным действиям. «Ты уже большой, достань сам, попробуй». Постарайтесь добиться того, чтобы ребенок сделал сам то, что у него не получалось. На начальном этапе можно незаметно помочь ему довести дело до положительного результата, чтобы закрепить уверенность в своих возможностях.

Можете ли вы быть образцом для подражания? Обычно в 2—3-летнем возрасте дети склонны подражать действиям взрослых: малыши в игре изображают действия матери, отца, бабушки, доктора и т. д. Они «кормят» и «лечат» кукол, «готовят» обед, «читают» книги. Способность ребенка к подражанию очень полезна для правильного воспитания, так как на ее основе происходит в основном обучение необходимым навыкам и привычкам.

Подражая действиям взрослых, ребенок учится многому—аккуратно есть, складывать свою одежду, убирать обувь, собирать игрушки. И в дальнейшем многие гигиенические навыки, манеры культурного поведения дети получают, глядя на аналогичные действия старших.

Родители всегда должны помнить, что за их поведением неотступно следят внимательные детские глаза, и вести себя соответственно этому. Необходимо также обращать внимание ребенка на все положительные поступки, которые совершаются на его глазах. Воспитательные воздействия желательно сопровождать словесными пояснениями и настойчиво развивать позитивные формы ответных поступков ребенка.

Речевая установка. Родители должны знать, что от ребенка легче добиться выполнения каких-то действий, если сначала ему сказать об этом, т. е. создать предварительную установку, положительную настроенность на выполнение данного действия. Например, «Мы сейчас пойдем гулять, по сначала надо одеться» — и ребенок охотно будет на себя натягивать одежду. Или «Сейчас будем обедать, но сначала надо помыть ручки». Такие фразы взрослых предупреждают капризы ребенка. Он понимает, что это «трудное» (одеваться, мыть руки и т. д.) делается для того, чтобы потом наступило «приятное» (прогулка, вкусная еда и т. д.). Эти слова создают как бы готовность к тому или иному действию и вызывают у ребенка желание справиться с ним.

Наиболее распространенные ошибки в воспитании. К ним относятся частые, немотивированные запреты, «срыв установки», отсутствие стабильности в режиме дня. Почему вредны частые запреты? Одергивания, всевозможные «нельзя» вызывают тормозное состояние у ребенка. Возрастные же свойства нервной системы его таковы, что не могут обеспечить длительной неподвижности. Это приводит к перенапряжению и истощению нервной системы малыша: он возбуждается, кричит, плачет, топает ногами, падает на пол и т. п.

Запрещая что-то ребенку, вы говорите «не делай», «не трогай», «не тяни» и т. п., т. е. разные слова с отрицательной частицей «не». Однако в силу особенностей восприятия ребенком взрослой речи — ведь малыш только научился ее понимать — он не всегда улавливает эту короткую частицу «не» и часто слышит «делай», «трогай», «тяни» и т. п.

Целесообразно организовать место бодрствования ребенка таким образом, чтобы в окружающей его обстановке было как можно больше дозволенного, чем запрещаемого.

А что такое «срыв установки»? Представим себе такую ситуацию: девочка сосредоточенно играет с куклой, заворачивает ее в одеяло. А маме некогда, она торопится и требует от дочки, чтобы та немедленно стала одеваться. Вот это резкое нарушение сосредоточенной деятельности ребенка и есть «срыв установки». Ребенок полностью захвачен игрой («установлен»). Вдруг игра резко ломается немедленным требованием матери. В этом случае понятны протест и сопротивление ребенка, его плач — ведь все это из-за невозможности переключиться на другое действие. Если такие неправильные приемы со «срывом установки» применяются часто, то у ребенка закрепляется отрицательное отношение к предложениям и требованиям взрослых.

Переключать деятельность ребенка с одного занятия на другое, не нарушая установки, надо умело — сначала словами, если ребенок хорошо понимает речь, затем показом того, чем он должен будет заниматься. Такой способ переключения привлекает внимание малыша и возбуждает его интерес к новому занятию.

Нельзя резко и часто менять режим дня ребенка. Обычно условия его жизни сравнительно постоянны (окружение, домашняя обстановка и т. д.). Основные слагаемые режима дня: сон, бодрствование и кормление, чередуются почти всегда в одной и той же последовательности. При этом у ребенка закрепляются определенные устойчивые привычки, которые имеют большое значение для его жизнедеятельности. Если последовательность событий дня вдруг нарушается (приход гостей, смена времени кормления или сна, отъезд на дачу и т. д.), то, как правило, изменяется поведение ребенка: появляются упрямство, плач, капризы, снижение аппетита, расстройства сна.

Чтобы избежать этих явлений, советуем не допускать частых и значительных перемен в условиях жизни ребенка.

Ребенок плохо себя ведет. Многие родители теряются и не знают, как обращаться с малышом, если он капризничает. Самый распространенный прием, которым, вероятно, пользуются многие — это метод отвлечения. Чем меньше ребенок, тем легче отвлечь его внимание от причин, вызвавших плач, капризы. Это помогает успокоить малыша, но не воспитывает правильного поведения. Поэтому в более старшем возрасте метод отвлечения лучше заменить убеждением, разъяснением или прямым обучением.

Что делать, если ребенок плачет: жалеть, наказывать или не обращать внимания на его плач? В этом случае выбор метода воспитания будет зависеть от причины появления слез, установления вины ребенка и других обстоятельств.

За что и как нужно наказывать ребенка? Здесь не может быть однозначного ответа. В решении этого вопроса в каждом конкретном случае родителям должны помочь, подсказать ответ их любовь к своему малышу, желание воспитать у него самые лучшие качества характера, уберечь его от ошибок в будущем.

Если взрослые уделяют достаточно много внимания и ласки ребенку, то вполне достаточным может быть «суровый взгляд при обычной ласке», по выражению В. Белинского. Осуждением плохого поведения ребенка может стать отказ разговаривать или играть с ним. Важно, чтобы приемы наказания соотносились с характером плохого поступка ребенка. Например, малыш сломал игрушку или порвал книжку — в этом случае надо сказать, как плохо он поступил и запретить ему пользоваться этой игрушкой или книжкой.

Лучше сразу правильно воспитывать ребенка, формируя у него как можно больше положительных форм поведения, чем потом перевоспитывать, ломать сложившиеся стереотипы».

 

[1] Л.Н. Толстой «Моя жизнь», https://rvb.ru/tolstoy/01text/vol_10/02edit/0267.htm

[2] Формирование личности ребенка до трехлетнего возраста, Р.С.Немов «Психология», книга 2, Москва, «Владос», 1998 г.

[3] Стр. 183-184 там же.

[4] Г.В. Тарасова «Ребенок от года до трех», Москва, Медицина, 1985 год, стр. 6-12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.